Первое энтеральное питание


Первая смесь для энтерального питания состояла из сырых яиц, сахара и воды/молока/вина. Таким продуктом через гибкую трубку-зонд кормили пациентов после сложных операций в 1793 году с подачи хирурга Джона Хантера.

По мере углубления в тему нутритивной поддержки в качестве жидкой составляющей стали применять мясные бульоны и кисломолочные напитки.

В конце XIX века отечественный ученый Сергей Спасокукоцкий практиковал применение смеси, состоявшей из 40 мл спирта, 2 сырых яиц, 400 мл молока, масла, щепотки соли и 50 г сахара. Смесь «по Спасокукоцкому» снижала процент послеоперационного шока, а во время Второй мировой войны спасала жизни советских солдат.

Однако, энтеральное питание все еще состояло из готовых продуктов, а не монокомпонентов.

В середине ХХ века базовые монокомпоненты впервые были использованы в разработке смеси для питания детей с АБКМ (аллергия к белкам коровьего молока). К 60-м годам применение подобных составов стало повсеместным в практике лечения пациентов, не способных самостоятельно принимать пищу.

Интересно, что первые космонавты питались по принципу элементной (мономерной) диеты. Космические тюбики были прототипом «раздельного питания»

Вместе с развитием технологии производства монокомпонентных концентрированных смесей в 70-х годах медики открыли метод парентерального питания (через вену). И целых 10 лет считалось более эффективным, однако ряд исследований на пациентах стационара доказал обратное.

Новая эра энтерального питания началась с девиза «Если есть кишка — надо ее использовать». В том случае, если потребность в энергии и питательных веществах в течении 7 дней после начала применения «энтералки» не будет обеспечена минимум на 50% — назначается «парентералка».

P.S.: рекомендации по нутритивной поддержке сегодня четко прописаны для каждого случая в протоколах ESPEN и в отечественных Стандартах медицинской помощи (на нашем канале регулярно публикуются свежие документы)