На прошлой неделе по лентам новостей прошла новость о возможном запрете интернет-магазина IHerb на территории России. Это связано с тем, что через него в нашу страну поступают некоторые товары, содержащие запрещенные для ввоза в Россию вещества.
Через ситуацию с IHerb раскрывается сразу несколько проблем, связанных с российскими рынками БАД и спортпита, и сегодня мы рассмотрим их подробнее.
Какие последствия влекут подобные запреты маркетплейсов и в чем заключаются основные сложности для отечественного рынка спецпитания? Как это влияет на «пульс» сегмента?
На эти и другие вопросы отвечает Юрий Зубарев, президент Евразийского совета индустрии специализированных пищевых продуктов.
– Юрий, на ваш взгляд, насколько эффективен запрет маркетплейсов в борьбе с нежелательной продукцией?
– Я считаю, что любые подобные ограничения неразумны. Нужно изучать системную проблему работы с товарными позициями маркетплейса в России.
В нашей стране до сих пор нет «вменяемого» национального законодательства, диктующего торговым онлайн-площадкам правила игры.
Проблема отсутствия грамотной системы регулирования – я думаю, что это вопрос для разбирательства и в Общественной палате, и в Совете Федерации, и в Госдуме. На тех дискуссионных площадках, где мы присутствуем, нужно эту тему поднимать и обсуждать. Ведь онлайн-торговля – неотъемлемая часть современной жизни, и мы должны обеспечить безопасность для здоровья потребителей.
Вообще по теме нормативно-правового регулирования накопилось много вопросов, требующих решения. К примеру, доля превышения содержания веществ в продукте регулируется национальным законодательством стран Таможенного союза – и если, предположим, в Армении в БАДах допустима дозировка витамина С больше грамма, то у нас Роспотребнадзор выдает СГР лишь в том случае, если доза не превышает 900 мг; это тоже странность.
– Почему, по вашему мнению, нет «фильтра» на товары, которые ввозятся в Россию? Если через интернет-магазин может проходить в том числе и безобидная продукция, зачем блокировать для продажи все вместо того, чтобы не пропускать «запрещенку»?
– Хороший пример в данном случае – США, где онлайн-торговля появилась раньше, чем у нас. У них есть подразделения, которые занимаются безопасностью продуктов; выставляются шорт-листы нежелательных, запрещенных и допущенных к торговле конкретных поставщиков.
Почему до сих пор у нас этим не занимается Роспотребнадзор, а пытается что-то ловить на полках, непонятно. Целесообразно было бы последовать примеру зарубежной практики.
Существует стандарт GMP, который является системой норм и правил для обеспечения качества производства в области фармацевтики. Ряд производителей БАД считают, что если бы системой GMP осуществлялся контроль производства биоактивных добавок, это могло бы навести порядок на рынке, став мерой по борьбе с фальсификацией и контрафактом.
Кстати, насчет выявления запрещенных веществ – было бы здорово проверить не только маркетплейсы, но и пройтись по ряду сетевых магазинов спортивного питания в России. Я боюсь, что там можно найти еще больше «интересного» по этой теме.
Что касается истории с IHerb – мы будем следить за ситуацией и ждать решения суда.
– В случае блокировки портала на территории России как это может повлиять на отечественный рынок БАД и спортпита?
– Я думаю, что запрет сайта IHerb сказался бы на производстве отечественных БАД и СПП несущественно. Потому что российских биоактивных добавок на территории маркетплейса я в последнее время не встречал. К тому же, доля наших производителей БАД на рынках России и мира остается пока на незначительном уровне.
А если говорить об отечественном сегменте ингредиентной продукции для БАД – там, конечно, слезы и боль. Потому что все ингредиенты – это Китай, Индия; в лучшем случае – что-то из Восточной Европы.
Активную роль в развитии рынка ингредиентов для БАД должны играть российские производители, обращаться в адрес правительства и профильных министерств с предложениями о развитии данного сегмента.
К сожалению, они зачастую пассивны: на рынке закупаются иностранные ингредиенты, которые для каждого производителя стоят одинаково. У них, в принципе, равные конкурентные условия; их все устраивает. Обидно, что наши компании пока не проявляют «патриотизма» в этом вопросе.
Материал подготовила Александра Горюнова