Helicobacter Pylori — друг или враг?


Одна из бактерий, привлекающих к себе в последние годы особое внимание исследователей, носит название Helicobacter pylori. Она обитает в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки человека, что само по себе необычно: желудок изнутри омывается примерно двумя литрами желудочного сока в сутки. Желудочный сок состоит из соляной кислоты в довольно высокой концентрации и пищеварительных ферментов, так что он способен расщепить самые прочные соединения, будь то бактерии, вирусы или бифштекс. Поэтому долгое время считалось, что желудок лишён флоры, практически стерилен, и лишь неожиданное открытие Helicobacter pylori 20 лет назад заставило учёных кардинально пересмотреть эту точку зрения.

Оказалось, что слизистая оболочка, выстилающая изнутри желудок и предохраняющая его от разрушительного воздействия желудочного сока, является надёжным укрытием и для бактерии. А вскоре выяснилось, что чуть ли не все нарушения пищеварения, гастриты и дуодениты, почти 100 процентов язв двенадцатиперстной кишки, 80 процентов язв желудка и даже многие случаи рака желудка могут быть смело отнесены на счёт Helicobacter pylori. Иммунная система реагирует на вторжение бактерий в организм, но лейкоциты и макрофаги, призванные уничтожить незваных гостей, оказываются неспособными проникнуть сквозь защитный слой слизи и гибнут, нанося при этом изрядный вред клеткам слизистой оболочки, что и приводит к воспалениям, язвам и прочим неприятностям.

К счастью, бактерия Helicobacter pylori весьма чувствительна к широкому спектру антибиотиков, которые и являются сегодня главным оружием против этого микроба. В то же время многие медицинские центры активно вели разработку вакцины против Helicobacter pylori, и после ряда неудач достигли в последнее время значительных успехов. Некоторые исследователи полагают, что массовые прививки уже вскоре смогут полностью избавить человечество от этой напасти.

Однако Мартин Блейзер (Martin J. Blaser), профессор микробиологии Высшей медицинской школы при Нью-Йоркском университете, высказывает в связи с подобными планами серьёзные опасения. Он считает, что Helicobacter pylori выполняют в организме и положительную функцию:

— У нас уже имеются предварительные данные, которые всё более определённо свидетельствуют о том, что Helicobacter защищают пищевод.

В частности, люди, не имеющие бактерий в желудке, чаще страдают эзофагитом, то есть воспалением пищевода, или желудочно-пищеводным рефлюксом, то есть нарушением тех механизмов, которые обычно препятствуют забрасыванию содержимого желудка обратно в пищевод. «Да и рак пищевода встречается у таких пациентов чаще», —говорит профессор Блейзер:

— Меня это серьёзно беспокоит: если мы сегодня начнём проводить массовую вакцинацию против Helicobacter pylori для того, чтобы снизить заболеваемость раком желудка, то весьма вероятно, что через двадцать или сорок лет мы получим эпидемию рака пищевода.

Однако это, конечно, не означает, что пациентов, страдающих, скажем, язвой двенадцатиперстной кишки, не нужно избавить от Helicobacter pylori. Мартин Блейзер решительно возражает лишь против поголовной вакцинации населения:

— Если от такой прививки и будет толк, то лишь в том случае, если нам удастся выяснить, какой круг лиц действительно подвержен повышенному риску заболеть раком желудка. Мы полагаем, что различные сугубо индивидуальные факторы, присущие хозяину, могут удвоить, утроить или даже учетверить этот риск.

Первые генетические факторы риска учёными уже обнаружены. Судя по всему, наибольшей опасности подвержены жители восточноазиатских стран. Мартин Блейзер говорит:

— Возможно, эти факторы риска суммируются. Но не просто, а так, что два плюс два даёт девять или даже пятнадцать.

Что и говорить, необычная математика. Однако не исключено, что вскоре медики научатся определять индивидуальную степень риска для каждого носителя бактерии. Правда, тут не обойтись без информации об особенностях питания пациентов, а также о самих бактериях. Профессор Блейзер поясняет:

— Самые последние исследования, в том числе и проведённые в нашей лаборатории, показали, что степень риска заболевания сильно зависит от того, каким штаммом бактерий данный пациент инфицирован. Существует множество штаммов, специфических для определённых регионов. Исследуя тот или иной штамм, врач может с высокой долей уверенности сказать, откуда прибыл больной, у которого взята данная проба.

И лишь сведя воедино данные о бактериях и данные о пациенте, врач сможет решить, что в данном конкретном случае весомее – вред для желудка или польза для пищевода.